Способность говорить: врожденная или приобретенная способность человека?

Значение языка в речи: способность говорить и передавать мысли
  Время чтения:  8 минут

Способность говорить, характерная черта человеческого вида, была интригующим предметом изучения и дебатов в различных дисциплинах, включая лингвистику, психологию, антропологию и когнитивную неврологию. Главный вопрос, который движет этим исследованием: является ли речь врожденной способностью человека? Обе стороны имеют вес, и их подтверждают научные данные. Тем не менее, ответ далеко не прост.

Некоторые исследователи считают способности врожденными и доказывают, что определенные способности, такие как овладение языком, естественным образом закодированы в наших генах. Тем не менее, есть и другие, кто считал, что врожденных способностей не существует, а процесс познания начинается с опыта. Эта статья посвящена этим противоположным взглядам – теории врожденных способностей и теории приобретенных способностей, стремясь понять сложности, окружающие человеческую речь и языковое развитие.

Понимание человеческой речи и языка

Язык, в отличие от других форм общения, демонстрирует высокую степень сложности и универсальности, что определяет нас как биологический вид.

  1. Эволюция речи Речь эволюционировала на протяжении миллионов лет, развиваясь от простых вокализаций и жестов до сложных систем ассоциаций звука и символа. Способность говорить, если анализировать ее с эволюционной точки зрения, наталкивает на вопрос о том, сыграли ли приобретенные и врожденные способности определенную роль в формировании этого прогресса. Точные сроки этого развития неизвестны, но некоторые оценки предполагают, что Homo sapiens начал использовать речь около 50 000-150 000 лет назад[^1^].
  2. Сложность человеческого языка Человеческий язык состоит из нескольких взаимосвязанных слоев:
    • Фонология — звуковая структура языка
    • Морфология — изучение слов и их наименьших значимых единиц
    • Синтаксис — расположение слов в осмысленных предложениях
    • Семантика — изучение значения
    • Прагматика — контекстно-зависимая интерпретация
  3. Важность общения Эффективная коммуникация формирует основу человеческих обществ, способствуя сотрудничеству, обмену идеями и сохранению культурного наследия. Речь в сочетании с другими невербальными сигналами обеспечивает надежную платформу для общения, делая ее неотъемлемой частью нашего существования.
Способность говорить: ключевая черта, определяющая коммуникативные навыки

Теория врожденных способностей

Эта теория утверждает, что способность говорить является фундаментальным врожденным свойством человека.

Идеи Хомского и универсальная грамматика

Ноам Хомский, главный сторонник этой точки зрения, предложил теорию универсальной грамматики (UG). Он предположил, что человеческий мозг заранее оснащен языковыми способностями, своего рода шаблоном, который направляет наше овладение языком и его развитие.

Подтверждающие доказательства

Многочисленные исследования, посвященные изучению языка детьми, подтверждают утверждение Хомского. Они показывают, что дети, независимо от их культурного и языкового происхождения, проходят схожие стадии языкового развития, предполагая, что здесь задействован общий биологический процесс

С другой стороны, дети, знакомящиеся с языками пиджин – простыми версиями языков с дефицитом правил, – часто развивают сложный грамматический язык (креольский) в течение одного поколения. Некоторые лингвисты интерпретируют это явление как свидетельство врожденной грамматики.

Кроме того, относительно легкое овладение детьми родным языком, несмотря на беспорядочные и неполные данные из окружающей среды, по-видимому, намекает на врожденные способности.

Критические замечания и контраргументы

Теория врожденных способностей не лишена критики. Эмпирики утверждают, что овладение языком в значительной степени можно объяснить общими когнитивными способностями и механизмами обучения, а не специализированной языковой способностью.

Таблица: Сравнение ключевых теорий

ТеорияКлючевой сторонникГлавный аргумент
ВрожденныйНоам ХомскийСуществует универсальная грамматика, присущая людям
ПриобретеноБ.Ф. СкиннерЯзык изучается посредством поведенческих процессов

Теория приобретенных способностей

Альтернативной точкой зрения на врожденную теорию является теория приобретенных способностей, которая предполагает язык как приобретенный навык.

  1. Идеи психологов-бихевиористов Поведенческие психологи, такие как Б.Ф. Скиннер, утверждают, что язык — это приобретенный навык, усвоенный главным образом посредством подкрепления, имитации и обусловливания[7]. Согласно этой точке зрения, социальное окружение играет жизненно важную роль в формировании лингвистических компетенций ребенка. По сути, дети учатся говорить, копируя звуки, слова и предложения, которые они слышат вокруг себя, постоянно изменяя свои высказывания на основе обратной связи, которую они получают.
  2. Роль окружающей среды и опыта Результаты социолингвистики предоставляют осязаемые доказательства в поддержку теории приобретенных способностей. Социолингвистические исследования рассматривают, как окружающая среда и культурный контекст влияют на способ использования языка, демонстрируя связь между языком и опытом [^8^]. Более того, исследования по изучению второго языка часто демонстрируют решающую роль воздействия и погружения в изучение языка. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что погружение в языковую среду может значительно улучшить овладение языком, подтверждая мнение о том, что язык — это усвоенная способность.
  3. Критические замечания и контраргументы Критика теории приобретенных способностей обычно вращается вокруг ее предполагаемой неспособности объяснить быстрое, казалось бы, не требующее усилий овладение языком маленькими детьми. Критики утверждают, что ассоциативные методы обучения не могут адекватно объяснить, как дети осваивают сложные грамматические правила, даже в отсутствие четкого обучения или всестороннего вклада.
Приобретенные и врожденные способности: уникальные возможности, которые формируются в процессе жизни и передаются по наследству.

Природа против воспитания: продолжающиеся дебаты

Многие исследователи сейчас признают, что спор о врожденном и приобретенном — это не вопрос черного и белого, а скорее спектр. Сфера овладения языком вполне может быть взаимосвязанным маршрутом, где как природа (врожденные способности), так и воспитание (факторы окружающей среды) являются неотъемлемой частью развития способности говорить.

Тематические исследования и экспериментальные данные

Были проведены многочисленные исследования и эксперименты, направленные на то, чтобы разобраться в споре между природой и воспитанием при овладении языком.

Ключевые наблюдения из исследований одичавших детей

Одичавшие дети, выросшие в условиях минимального контакта с людьми, дают ценную информацию об овладении языком. Случаи, подобные Genie Wiley, показывают, что овладение языком, особенно грамматикой, является сложной задачей, если не начато в «»критический период»» младенчества и раннего детства. Хотя эти наблюдения придают вес взглядам нативистов, они также подчеркивают роль раннего знакомства и социального взаимодействия.

Исследования по изучению языков во взрослом возрасте

Исследования по изучению второго языка у взрослых подтверждают силу приобретенных способностей. Различные степени владения языком предполагают, что, хотя начальное изучение языка может быть обусловлено биологическими факторами, текущее овладение в значительной степени зависит от практики, воздействия и когнитивных усилий.

Языковая способность: врожденные и приобретенные элементы в психолингвистике

Итоги

Очевидно, что вопрос — является ли способность говорить врожденной или приобретенной способностью человека? — сложный. Как врожденные, так и приобретенные теории дают убедительные выводы, подкрепленные убедительными, хотя порой и противоречивыми доказательствами. В лабиринте, которым является человеческий язык, возможно, именно совокупная сила нашего генетического проекта и влияния окружающей среды делает нас искушенными коммуникаторами.

Часто задаваемые вопросы

1. Является ли языковая способность исключительно генетической?

Не только, нет. Хотя генетика действительно способствует развитию языка, факторы окружающей среды, такие как знакомство с языком, культурный контекст и социальные взаимодействия, также оказывают значительное влияние.

2. Как теория универсальной грамматики поддерживает идею языка как врожденной способности?

Универсальная грамматика утверждает, что люди рождаются с врожденной ментальной грамматической структурой, которая направляет овладение языком и его развитие. Сходство этапов овладения языком у детей с разным культурным и языковым происхождением подтверждает эту теорию.

3. Как теория приобретенных способностей объясняет развитие языка?

Теория приобретенных способностей, предложенная поведенческими психологами, предполагает, что язык усваивается главным образом посредством таких процессов, как имитация, подкрепление и обусловливание.

4. Если язык — это приобретенный навык, почему детям изучать языки легче, чем взрослым?

Концепция «»критического периода»» или «»чувствительного периода»» для овладения языком могла бы объяснить это. Это предполагает наличие в раннем детстве окна возможностей для оптимального изучения языка. После этого периода овладение языком, хотя и остается возможным, становится более сложным и менее естественным.

5. Продолжаются ли споры между врожденными и приобретенными способностями среди исследователей?

Хотя конкурирующие точки зрения все еще существуют, многие исследователи в настоящее время считают, что развитию языка способствуют как врожденные, так и приобретенные факторы. Способ изучения языка, вероятно, предполагает сложные взаимодействия между нашими генетическими предрасположенностями и окружающей средой.